08
января
2018

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (история праздника).

Православная богослужебная практика придерживается древнего обычая совершать на следующий день после Великого праздника память ближайших соучастников данного события. Так, на другой день после Рождества чествуется Та, от Которой родился Спаситель, — Пресвятая Дева Мария. Здесь слово «собор» надо понимать не в смысле «храм», а в значении «сообщество», «собрание», поскольку святых или Архангелов постоянно окружают сонмы Ангелов, через которых осуществляется их воля. Икона, иллюстрирующая текст рождественской стихиры, приписывамой Иоанну Дамаскину «Что ти принесем…» представляет собой символический вариант иконы » Рождество Христово». В центре располагается Богоматерь с Младенцем на троне, а вокруг Нее, в соответствии с текстом рождественской стихиры, — Ангелы, пастухи и волхвы («…каяждо благодарение Тебе приносит: Ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пасты-рие — дивление»), а также аллегорические изображения земли и пустыни («земля — вертеп, пустыня ясли»). Предстоятелями от рода человеческого, прославляющего Богоматерь, выступают прославленные гимнографы и отцы Церкви. Композиция «Собор Богоматери» сложилась в сербском искусстве; на Руси известна с XIV века.